20 Mar 2011

2011

««Нанообразование» для биороботов» ...

По стране ходит анекдот: 2030-й год.  Отмечается двадцатилетие реформы образования.
С докладом выступает Фурсенко.
– Такого, как у нас, образования нет нигде! Я облетел весь земной шар и знаю!!!
Из зала возмущённые возгласы:

– Не может быть! Земля плоская, предметы тяжелее воздуха летать не могут, а если что и взлетит,
Божией милостью – разобьётся о небесную твердь!

Похоже, что этот анекдот вскоре станет правдой. Начиная с 90-х годов,  все попытки реформирования  образования в России – это постепенное разрушение советской системы просвещения, непрерывное понижение качества образования.  В результате, если в советский период страна входила в тройку наиболее продвинутых стран в плане образования, то четыре последних доклада ООН о развитии человеческого потенциала дают России: 2004 – 15-е, 2005 – 26-е, 2007 – 41-е, 2008 – 54-е место.


Девальвация звания педагога путем удержания его зарплаты на уровне ниже оплаты труда уборщиц и дворников,  введение «инвалидного» ЕГЭ (вместо надёжных выпускных и вступительных экзаменов), деление высшего образования на бакалавриат (равный техникуму, но пока частично бесплатный) и магистратуру (платная специализация), ничем не обоснованное увеличение доли общественных дисциплин в учебных планах в ущерб точным и естественным наукам и, наконец, закон 83-ФЗ «о бюджетных, казённых и автономных учреждениях» – это звенья одной цепи в дальнейшей деградации российского образования. Фактически, этот закон создаёт предпосылки для разделения образования на «элитное» и «обычное», зависящее от кошелька родителей. Реформаторы также разработали проект стандартов, по которым придётся учиться старшеклассникам, главный принцип которого – возможность выбирать, какие предметы изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – более серьёзно и основательно (базовый или профильный уровень). Выделены 6 предметных групп, в каждой из которых можно выбрать один-два предмета. Кроме того, есть четыре «главных» предмета. Это курс «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и «индивидуальный проект». Они будут обязательными для всех, независимо от избранного профиля. Таким образом, число предметов в старших классах, сократится с 16–21 до 9–10. Один из разработчиков образовательных стандартов, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков утверждает, что «для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны важнее математики и физики». В общем, решено детей не перегружать лишними знаниями.

 

Да и зачем они им? Форсайт-проект «Детство-2030», стартовавший в апреле 2008 г. по инициативе Общественной палаты РФ и благотворительного фонда поддержки молодёжных инициатив «Моё поколение», объявляет «устаревшей» всю нынешнюю систему образования.  Отныне под образованностью и интеллектом понимается не умение мыслить и анализировать, а лишь умение работать с большим объёмом информации, коммуникативность и креативность  – умение «гуглить», «чатиться» и т.п.[1].

 

Разработчики проекта утверждают, что детям не нужно учить иностранные языки, потому что уже к 2014 г. широко распространится Voice-translator – портативное устройство, которое позволит общаться людям, говорящим на разных языках [2]. К 2025–2030 гг. произойдёт подлинная революция в образовании. Появится устройство для загрузки информации на кору головного мозга человека: чип, который планируется вживлять непосредственно в мозг, и через него закачивать огромные массивы информации. «Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства» [3]. 

Дети смогут, подключив свой мозговой чип к Интернету, получить через него любое образование и освоить любую профессию. Разумеется, при таком подходе школы и ВУЗы, как считают создатели форсайт-проекта, могут оказаться ненужными уже к 2025 г. К 2030 г. планируется активное вмешательство в формирование «человеческого капитала» ещё в утробе матери, с использованием генной инженерии и нанотехнологий.

Ожидается, что к тому времени биороботов можно будет поставить на промышленную основу. А их воспитанием смогут заниматься созданные к тому времени роботы-няньки.  И если вдруг вырастет не то, что нужно «хозяевам», то на чип всегда можно подать сигнал – и «неудачный» биоробот прекратит своё физическое существование.

Всё вышеперечисленное – не плод больных фантазий. Всё это содержится в форсайт-проекте «Детство-2030», который официально заявлен на «ЭКСПО-2010» в Шанхае как наша программа вхождения в 21 век! Таким образом Россия показала миру свои намерения в будущем занять место главного производителя и экспортёра не только сырья, но также управляемых биороботов для нужд «мировой элиты».  

А может быть, всё гораздо проще? Своими реформами власть пытается убить двух зайцев. С одной стороны, она боится умных граждан. А с другой, задачи реформы образования продиктованы жадностью,  желанием лишь распилить остатки обнищавшего бюджета РФ.

 

В марте был поведен экспертный опрос, посвященный реформам образования в России.

В качестве экспертов выступили преподаватели МГУ ВМК.


Мнение экспертов по всем, заданным вопросам, оказалось единодушным.   Все они высказались отрицательно по поводу проводимых в России реформ образования: «Реформа идет ради реформы, совсем не продуманная, не обкатанная, у нее непонятные цели и задачи».

 

Особое беспокойство у них вызывает «целенаправленное, может даже продуманное, уничтожение российского математического образования». 


Крайне отрицательно оценивают эксперты введение Единого государственного экзамена, «идеология и форма проведения» которого «абсолютно негативно влияют на образование».   По мнению экспертов, тестирование может применяться для текущего контроля за успеваемостью, но не для вступительных экзаменов: «Это две различные задачи и должны решаться разными способами. Смешивание этих двух задач приводит к тому, что мы сейчас наблюдаем, например, подделывание ЕГЭ».  Тестирование должно быть независимым от Министерства и объективным, его результаты должны быть известны всем: и детям, и родителям, и общественности.  


Предлагаемые на ЕГЭ задания не требуют со стороны экзаменующегося самого существенного - способности думать, рассуждать и анализировать. По сути дела, востребованной оказывается только память.  И это негативно сказывается на студентах: «За последние несколько лет преподаватели наблюдают такое катастрофическое явление, что у студентов 1-го курса полностью отсутствуют навыки формулировать определения, теоремы, проводить рассуждения, доказательства.  Это все проистекает из школы, так как устный экзамен пропал не только в ВУЗе, но и в школе, такой формы контроля обучения уже нет».


Также единодушны оказались эксперты в своих мнениях по поводу отличий сегодняшних студентов от тех, которые учились 7-8 лет назад.  «Ощущение такое, что студенты, может быть, стали лучше решать типовые задачи, стали усидчивы, усердны и т.д. Но гораздо хуже у них стало логическое мышление».  «Раньше было достаточно много студентов, которых интересовали вопросы, выходящие за рамки обычных учебных планов, и которые уже на 3-ем курсе представляли свои научные результаты (в виде научных статей, докладов на конференциях).  Сейчас, к сожалению, меньше таких».

 

Автор: Алексей Кислицын

Источники

  1. Лукша П.О. Школа 2020 www.moe-pokolenie.ru/402/454/
  2. Радченко А., Попов С. Дорожная карта «Детство-2030» www.akislitsyn.ru/blog/30.01.11.html

  3. Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 N 311 «Об утверждении Стратегии развития  электронной промышленности России на период до 2025 года»  www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=99457;p=3